Смута в России в начале XVII века.


Лжедмитрий I. Гравюра Франца Снядецкого 1606 года  Гравюра Франца Снядецкого 1606 года

Данное изображение представляет собой поколенный портрет, однако лицо и одежда Лжедмитрия полностью повторяют предыдущий. Единственный подлинный оттиск находился в собрании князя Владимира Чарторижского. Они были представлены на Краковской выставке 1856 года, где А. Пилинским была снята фотолитографическая копия. Существенное отличие этого портрета Лжедмитрия от предыдущего состоит в том, что на нем Лжедмитрий изображен еще и в шапке (мурманке - называет ее Ровинский).
По бокам портрета расположен текст Псалома 18. Внизу портрета - отдельная доска с гравюрой, изображающей битву Поляков с Москвичами и пространной надписью: "Веденные из великих Кончиц Юрием Мнишком, Воеводою Сандомирским, мужественные и смелые поляки, вступились за обиду Господина и владетеля Московского Дмитрия Ивановича, сильно громили Москву, а хотя Поляки кровью печатали стены Московские, однако другие, хоть в малом количестве, самоуверенно и Царю обещая хотя бы в недостатке не отступать, пока душа в теле. Воевода же, в то время преданный приятель царский, сожалея об его горе, прибавлял ему польского народа, утешая также теми обещаниями, что скоро посадит его на царство с помощью Божьей: что недолго свершилось, ибо московский люд тревожился, видя польский люд выносливым на голод и всякую нищету, хотя их немного было, тем мужественнее били и громили Москву: а Борис-изменник, так как ему не шло по его воле, отовсюду дурные вести, народ ему всюду побеждали, сам отравился и издох жена с сыном его. Так что Москва, увидев, встревожившись собою, Дмитрия Ивановича Господином призналии приветствовали ". Подпись к портрету такова: "Коронован лета Христова 1605 имея 24 года и таковым, как выше видишь. Франц Снядецкий, живописец Краковский, в печать отдал" .
Большое количество дополнительных, вводных элементов, а также удивительная схожесть лица и одежды Лжедмитрия I позволяют говорить о происхождении этой гравюры от предыдущей. Представляется, что эти дополнения (шапка, российский герб, внушительного размера корона, воинственная поза) призваны упрочить образ Лжедмитрия как законного российского царя в польском обществе, ведь известно, что там его поход воспринимался неоднозначно. Судя по тексту надписи внизу портрета можно говорить также и о стремлении к поднятию авторитета Юрия Мнишка, возвеличивании успехов поляков в военных действиях. Поэтому в этом случае вероятна политическая направленность портрета.

Назад
Rambler's Top100
Hosted by uCoz